?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Такой, вроде, старый вопрос, отвечали на него многие. Сегодня, благодаря статье Ксении Собчак  (http://www.tatler.ru/nashi_lyudi/blogs/Sobchak/160404_dayte_volyu_chuvstvam.php), я захотела написать свой ответ. Мой ответ: слушать сердце И разум.  

На мой взгляд, нет противоречия между выбором сердцем и разумом. То, что называется в статье Собчак разумом – а именно рациональные размышления на тему «как надо и как не надо» - это невроз, к истинному разуму он не имеет отношения. Да, это то, что частенько звучит «в уме», в виде конкретных предложений, соображений, иногда развернутых и убеждающих иногда кратких и  безапелляционных («надо», «должен»).  Да, это то, что «не сердце», потому что это не наше («хочу», «нравится» и т.п.), а привнесенное социумом: семьей, друзьями, обществом. И тут на самом деле человек может оказаться перед выбором: следовать ли чужим, вросшим в него установкам «каким быть надо или не надо», или искать свой путь, «путь сердца».



Я убежденна в том, что необходимо учиться слушать свое сердце (свои чувства, желания, потребности) – без этого невозможно выбрать то, что приносит удовольствие, радость, ощущение наполненности жизни.  Вот только что делать, если сердце хочет много и разного? Например, кушать  очень вкусные и так обалденно пахнущие булочки и быть стройной и подтянутой? Или спать и быстрее узнать, чем закончится книга? Вот тут-то и необходим разум. Именно разум может удерживать противоречия  - и исходя из многих факторов выбирать наиболее полезное целостному человеку решение.

Если чувства – это наши внутренние дети, то разум – наш внутренний взрослый.  Как в реальной жизни могут взаимодействовать взрослые и дети? Взрослый, например, родитель или учитель, может бороться с детьми, навязывать им свое видение, заставлять их делать то, что хочется ему, без учета их собственных желаний.  Итогом будет то, что либо дети изо всех сил будут стараться угодить взрослому, отказываясь от собственных «хочу»,  либо будут тратить кучу энергии на активное или пассивное сопротивление.  Во внутренней реальности в присутствии такой «взрослой» части, несущей невротические «надо и должен» - детская внутренняя спонтанность значительно уменьшается или вообще исчезает и появляется стыд, апатия, депрессия, тревожность, перфекционизм, социопатия и др.

Взрослый может также занять противоположную позицию: боясь конфликтовать с ребенком, он не возьмет на себя законную власть, будет во всем ребенку угождать. Итогом будет то, что ребенок так и не научится понимать себя, свои желания,  будет иметь сложности с выбором, с самоорганизацией, с отношениями.  В психологической внутренней реальности такие взаимоотношения внутреннего взрослого и ребенка выливаются в похожие симптомы, что и в случае директивной «взрослой» части.     

Если же взрослый готов прислушиваться к детям, способен с ними договариваться, учитывать и уважать их  желания и чувства, при этом может брать на себя власть и говорить «нет», там где это необходимо и полезно, то ребенок может с таким взрослым оставаться собой и может опираться на него, чувствовать себя защищенным. Такой взрослый – действительно психологически вырос. Такой взрослый – разумен.

Если во внутреннем мире поселяется такой «взрослый» – тогда он слышит всех наших «деток», наше сердце, наши чувства и желания. Тогда выбирая что-то человек может увидеть в себе: радость и удовольствие от истинно своего, страх перед выбором непопулярного или непредсказуемого, грусть от того, что близкие в чем-то не поддерживают…  Именно внутренний «взрослый»  может найти для каждой части слова поддержки. И принять решение, выбрать то, что будет разумно – взвешенно, осознанно, осмысленно, с учетом всех противоречий и целей – именно для этого человека.   Такое разумное решение опирается на сердце и принимается с удовольствием.




Comments